Доклад о развитии человеческого потенциала Эстонии 2019/2020 «Пространственные предпочтения урбанизированного общества», опубликованный Ассамблеей сотрудничества Эстонии, исследует влияние пространства на качество жизни человека и общественные процессы. В докладе подчеркивается, что 40% горожан в стране живут в Таллинне или его окрестностях, и единственным уездом, в котором наблюдается рост количества населения, является Харьюский, в то время как для остальной территории Эстонии характерна депопуляция.  Ученые внесли предложение подготовить для Эстонии две административные модели – одну для урбанизации и вторую для депопуляции.

Согласное статистике, 69% населения Эстонии проживает в городах, и в Таллинне, в свою очередь, живут 40% горожан. В период с 2000 по 2017 годы площадь населенных территорий в Эстонии, в основном волостей неподалеку от Таллинна, увеличилась на 138 км2. За семь лет было условно образовано девять городов, равных по площади Вильянди, хотя в действительности ни одного нового города не появилось.

«Урбанизация происходит по всему миру, и Эстония не исключение. Люди, экономика и услуги концентрируются в Таллинне и вокруг него. Само по себе это не отрицательное явление, но в случае Эстонии имеют место две проблемы – урбанизация происходит стихийно и незапланированно. Во-вторых, урбанизация идет за счет уездов, то есть, имеет место их депопуляция, – рассказала главный редактор Доклада о развитии человеческого потенциала Хелен Соовяли-Сеппинг. – Понятие «две Эстонии», которое социологи сформулировали в 2000 году, стало реальностью в пространственном смысле».

Городское пространство, которое следует принципам экологичного развития и обеспечивает достаточно высокое качество жизни, предполагает, что в нем хорошо жить и 8-летним, и 80-летним, и этот принцип принимается во внимание в проектировании зеленых зон, общественного транспорта и велосипедно-пешеходных дорожек.

«При стремительной и незапланированной урбанизации не оказалось времени, чтобы достичь общественной договоренности о хорошо организованном городском пространстве и развивать его сознательно. В результате образовалась городская среда, где парковочные стоянки и проезжая часть дорог занимают большую часть площади брутто, чем дороги, предназначенные для пешеходов, а доступ жителей к крупным зонам отдыха ощутимо сократился, поскольку на месте лесов и зеленых зон на окраинах больших городов появились пригородные районы», – добавила Соовяли-Сеппинг.

Авторы доклада отмечают, что Эстонии необходимо разработать городскую политику, основой для которой станут районы города, а не границы города.  Задача городской политики – соединить сети общественного транспорта и велосипедно-пешеходных дорожек, чтобы горожане, особенно такие зависимые от наличия автомобиля группы как пожилые и дети, могли передвигаться самостоятельно. Также в городах следует специально распланировать зеленые зоны, необходимые с точки зрения физического и душевного здоровья населения.

Результатом урбанизации в Эстонии является депопуляция. В период с 2000 по 2018 год население Харьюского уезда выросло на 10%, в то время как в Тартуском уезде его количество снизилось на 4%. В прочих уездах население сократилось на показатель от одной десятой до четверти.

«Это заколдованный круг, который сложно разорвать: когда люди уезжают из региона из-за исчезновения рабочих мест, в нем не остается минимального критичного количества потребителей услуг; рабочие места сокращаются, и возникает давление для прекращения оказания услуг первой необходимости. Таким образом, в различных сельских регионах, городах и прочих населенных пунктов множество людей сталкивается с проблемой доступности услуг», – отметила Соовяли-Сеппинг.

По ее словам, этот процесс смягчается «географической рассредоточенностью» жителей Эстонии, что также проявилось во время кризиса в связи с коронавирусом. «У многих есть два места жительства, одно в городе, второе в сельской местности, куда они ездят на выходных и в отпуск летом. К этой группе населения можно прибавить «транснациональные» семьи, которые живут за границей и приезжают отдыхать в Эстонию,» – рассказала Соовяли-Сеппинг.

Авторы доклада констатируют, что административная реформа не принесла долгосрочных решений проблемы депопуляции, и предлагают подготовить для Эстонии план умной депопуляции с учетом местной специфики по трем сферам: рабочие места, места проживания и базовые услуги. Это требует решения и планирования развития регионов Эстонии в двух принципиально разных плоскостях: в ключе роста и конкуренции по принципам рыночной экономики и в ключе рациональной депопуляции по принципу солидарности. Эстонии нужны две административные модели – одна для урбанизации и вторая для депопуляции.

Ссылка на Доклад о развитии человеческого потенциала Эстонии 2019/2020 «Пространственные предпочтения урбанизированного общества»

Общая информация

Доклад о развитии человеческого потенциала Эстонии – это публикуемый раз в два года рапорт, в который включены данные и описания социально-экономического развития Эстонии, подготовленные признанными учеными.

Методика доклада базируется на международном стандарте, сформированном в докладах о развитии человеческого потенциала (  Human Development Reports), которые составляются в рамках Программы развития ООН (UNDP) 1990-го года. Ежегодный рейтинг стран мира на основании индекса развития человеческого потенциала составляется с учетом множества показателей, что позволяет провести сравнительный анализ фактического качества жизни в различных странах.

В Эстонии Доклад о развитии человеческого потенциала выпускается с 1995 года. Начиная с 2006 года, он издается Ассамблеей сотрудничества Эстонии

Главным редактором девятого по счету Доклада о развитии человеческого потенциала Эстонии «Пространственные предпочтения урбанизированного общества» стала Хелен Соовяли-Сеппинг, профессор Таллиннского университета по экологическому менеджменту, проректор и старший научный сотрудник в сфере культурной географии.

В подготовке доклада приняли участие 39 ученых Тартуского университета, Таллиннского университета, Таллиннского технического университета, Эстонского университета естественных наук, Эстонской академии художеств, Хельсинкского университета и Манчестерского архитектурного университета.